Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@
Мастер класс
10 Февраля 2018 | Опубликовано в Общие | Просмотры: | Комментарии: 0

Мастер классымы темасы: «Ана тилим-тауларымы къадау ташы».

Темамы эки сез бла ачыкълайым: бюгюнгю къарачай –ана тилге уллу эс белюнмей унутулуб баргъаны себебли, берген дерслеримде ол соруугъа уллу эс белюрге кюрешеме.

 

Муратым: Сабийлени ана тиллерини аууз чыгъармаларына джюреклерин байлау, ала бла ТЮЗ хайырланыргъа юретию; сабийлени тил байлыкъларын ёсдюрюу.

 

Ал сёзюм:

1.       Ана тил-адамны ата – анасы, ата-бабалары, миллети селешген тилди. Адам талай тилни билирге болады, билалгъан да этеди. Билирге да керекди. Алай а эм багъалы, адамны кесини энчи тили-ана тилиди.

Анга «Ана тил» деб да бош  айтылмайды.

 

Сагъыш, оюм ана тилинде этеди,адам.

 

Адам къайсы тилде селеширге ёч эссе, ол миллетни адамыды деб бош айтылмайды. Сабийлигингден башлаб, селешген тилни юсю бла адамгъа ол миллетни   миллет ангысы сингиб , тини, къылыгъы да анга кере къуралады.

 

Миллет да тилни юсю бла сакъланады. Тилинг унутула барса, - ол миллетни адамлары башха тилледе турсала,-ол миллет седиреб, тил тас болса, миллет да тас болады. Миллети болмагъанны уа тюз, таза халиси да, сыйы да болмайды. Ол себебден, ана тилин билмеген, сюймеген адам, ата-бабаларын, ата-анасын, кесин да  учуз, сыйсыз этеди (анга сатлыкъ хали дерге боллукъду).

 

2.  Къарачай тилни дерслеринде, аууз халкъ творчествогъада эс бёлюрге кюрешебиз. Ана тилде сюймекликни ёсдюрюр ючюн, кенгертир ючюн , оюн халда да бардырама дерслерибизни.

Келигиз энди бирге ишлейик.

 

а) мен сизге толу джазылмагъан нарт сезле берейим , а сиз аланы бошаргъа кюрешигиз.

1. Тилсиз миллет джокъ болур.

2.Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.

3. Тили джокъну сыйы джокъ.

4. Окъумагъан сокъурду,сокъур ташха абыныр.

5. Билим насыб берир,билим джолну керир.

6. Билим сатылмайды – окъуб табылады.

7. Билим тауланы тешер.

8. Ана тилин сюймеген – анасын да сюймез.

9.Адам сёзюнден белгили.

10. Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.

 

б) Энди ишибиз, мен сизге аууздан джомакъла айтайым, сиз джууаб этигиз.

Джазаргъа уста - окъургъа тилсиз.(Къалам)

Таууш этмей сёлешген,
Халкъгъа акъыл юлешген.(Китаб)

Джарыкъ юйге барыучу ,
Акъыл-билим алыучу. (Окъуучу)

Эл ичинде бир ана
Кёб сабийни сюеди,
Анга келиб киргеннге
Акъыл-билим береди. (Школ)

Не къолу джокъ,не аягъы джокъ,
Дунияны юсюнде джетмеген джери джокъ.(Сёз)

Акъыл айтад соргъаннга,
Анга нёгер болгъаннга.
Хар бир сёзю бек табды,-
Бу не затды? (китабды).

Багъасына багъа джетмеген,
Ёмюрюнде сыйы кетмеген. (Акъыл)

 

в)Биз гитчеликден бери билген, эшитген тилбургъучланы да мен башлайым, сиз бошагъыз.

1.    Джюу, джюу, джюу ала. 
Эки чычхан суу ала 
Ання боза бишире 
Аття отун тюшере 
Босагъадан абына 
Сакъалчыгъы къабына 
Дыгъы этейим 
Сени бирчик тепсетейим 

2. Бирден билеу, 
Экиден эгеу, 
Ючден ючгюл, 
Тюртден тёнгек,
Бешден бешик, 
Алтыдан ашыкъ 
Джетиден къашыкъ 
Сегизден сенек, 
Тогъуздан токъмакъ, 
Ондан оймакъ, 
Буздан таймакъ.

 

 3.Дуркъу-дуркъу-дуркъу,
Дуркъу ичинде ёгюз,
Ёгюз ичи семиз,
Бу урлады, бу сойду,
Бу биширди, бу ашады,
Бу артха къалды,
Тюйюгюз муну, тюйюгюз, тюй!

4.- Кишиу, кишиу!
- Мяу, мяу!
- Ачмы болдунг?
- Хау, хау!
- Не ашайса?
- Джау, джау!
- Джатаса, мурулдай, 
Джукълайса, хурулдай. 
Чычханланы къоймайса, 
Этлеринден тоймайса.


5. Джетегейле – джети джулдуз, 
Сарайгъанла – эки джулдуз, 
Темиркъазакъ – кеси джулдуз, 
Чолпан  деген алтын джулдуз, 
Боюнсхала – алты джулдуз, 
Илкер джоппу, Чолпан сынгар, 
Къара Айгъыр, сары Айгъыр… 
Джети кере бу сёзлени ким айтыр? 

 

3.  Поэтледа ана тилни юсюден айтыргъа , аны терен джашау магъанасын чертерге кюрешедиле.

Бюгюн сизге юлгюле Мара элни белгили къызы поэтесса- драматург Мамчуланы Динаны назмусундан тёрт тизгинин келтирейим

АНА ТИЛИМ-ТАУЛАРЫМЫ КЪАДАУ ТАШЫ,

НАМЫСЫМЫ,НАСЫБЫМЫ СЫЙЛЫ БАШЫ,

АНА ТИЛИМ-ДЖЮРЕГИМИ БУЛБУЛ ДЖЫРЫ,

   МИЛЛЕТИМИ НЮР ЧЫРАГЪЫ,СЫЙЫ,СЫРЫ.

4.  Закрепление темы:

Аман тил барды дерге джарамаз, хар тилде да кесича бир игилик болур, алай а, хар кимге да кесини тили ариу кёрюнюучюсю хакъды.

Бизни тилибиз а , къарачай малкъар (алан) тил, дунияда бек эртделеден огъуна бек кенг джайылыб тургъан тюрк тиллени эм эртдегили бутагъыды.

Бизни хар бирибиз, сейир тилибизни иги билирге , сакъларгъа кесибизедн гитчелеге билдирирге борчлубуз!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ» Я – УЧИТЕЛЬ!
07 Февраля 2018 | Опубликовано в Общие | Просмотры: | Комментарии: 0

КОНКУРС «Лучший учитель родного языка»

 

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Я – УЧИТЕЛЬ!

 

Батрукова Бэлла Джагафаровна,

учитель родного языка и литературы,

МКОУ «СОШ а. Верхняя Мара»

 

 

А знаете ли Вы, чему учат в современной школе?

Уверен — знаете!

Но знаете ли Вы, чему можно учить в современной школе?

И не удивляйтесь, пожалуйста!

Оказывается, можно учить любить!

Любить в другом ученика и учителя...

Любить в себе учителя и ученика...

О.А. Казанский. Педагогика как любовь

 

Свою педагогическую деятельность я начала очень рано. Воспитание и обучение детей мне доверили в тот период, когда я была студенткой второго курса педагогического института. До сих пор я испытываю особую благодарность к тем людям, которые увидели во мне нечто большее, чем просто вчерашняя школьница, восторженно мечтающая работать учителем в школе. Эта вера в меня навсегда определила мой путь в этой жизни.

Склоняю голову перед теми педагогами, которые всю свою жизнь посвятили детям, несмотря ни на какие трудности. На одно мгновение мне показалось, что работа с детьми не для меня. Я работаю девять лет в школе, попробовала сменить профессию, но нигде я не могла найти того душевного комфорта, как при работе с детьми и их родителями.

Этот выбор является итогом многолетних раздумий, исканий, сомнений, забот, тревог и волнений обычного учителя, девушки каким я и являюсь.

Мне всегда хочется обратиться к родителям и к тем, кто хочет посвятить свою жизнь работе с детьми, заставить прислушаться к своему сердцу и научиться любить и понимать своих детей.

С юности меня восхищал один человек. Я преклоняюсь перед его опытом. Это выдающийся педагог на все времена – Руслан Тариэльевич Мамчуев. На мой взгляд, его имя в современном мире незаслуженно предали забвению. Многие молодые современные родители даже не смогут ответить на вопрос: «А чем же он был знаменит?»

А Руслан Тариэльевич был выдающимся знатоком детской души.

Взрослые и дети.

«Детство, детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже своё измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – ДЕТСТВО, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».

В.А. Сухомлинский

Самое сложное в профессии учителя, на мой взгляд, это умение общаться с учеником как с личностью, ни в коем случае не принижать его. Многие из моих коллег стараются возвыситься над ребёнком, хотят, чтобы дети смотрели на них снизу вверх. Им кажется, что это поможет установить дисциплину в классе, необходимую для проведения эффективного урока. Это ошибочная позиция.

Я считаю, что учителю необходимо стать ученику другом, советником, у которого всегда можно что-то спросить, посоветоваться, который поможет раскрыться. Если разговариваешь с учеником, глядя ему в глаза, он раскрывается совсем с другой стороны. Говорят, «трудные дети». Тут надо задать вопрос: «Трудные для кого?» Получается, для нас. Это мы, взрослые, делаем их такими, пытаясь навязать своё мнение, свои правила, свои принципы, забывая, что ребенок, прежде всего личность.

Трудный ребёнок - это тот, который открыто, демонстрирует протест, старается этим привлечь свое внимание. Он не хочет быть, как все, а значит, он особенный. Раз особенный, значит, одаренный. Минусы надо переводить в плюсы. Поэтому я получаю особенное удовольствие от работы вот с такими трудными детьми. Видеть, как маленький «ёжик» превращается в талантливого, уверенного в себе человечка – вот самая желанная для меня награда.

Каким должен быть учитель?

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

 

 Василий Осипович Ключевский

 

Этот вопрос, думаю, задаёт себе каждый, кто выбрал профессию учителя. Этот вопрос задают себе родители, выбирая первого наставника для своего ребёнка. Этот вопрос постоянно задаю себе я.

Время неумолимо бежит вперёд. Прогресс в буквальном смысле слова «наступает нам всем на пятки». Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные современные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. НО! Должно быть в учителе, как мне кажется, что-то вечное, неизменное. Это и доброта, и оптимизм, и чувство собственного достоинства. Это постоянное стремление к самоусовершенствованию. Это мужество и стойкость. Это неисчерпаемое терпение. На первый взгляд много. Но меня это не испугало.

Всё это ничто по сравнению с той радостью, которую испытываешь, видя счастливые глаза своих маленьких учеников. Счастливые от сознания своего успеха, от того, что всё получилось. Я горжусь достижениями своих учеников. Вот мы научились читать – радость. Выводим в тетради без ошибок первые слова – гордость. Решили вместе трудную задачу – неописуемый восторг.

Вера в своих учеников, умение создать для них «ситуацию успеха» - это то, без чего не сможет обойтись ни один учитель.

К.Д. Ушинский писал: «Только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться».

Ребенок, преисполненный желания учиться, приходит в школу. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни! Поэтому я считаю, что моя задача как учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя

 

  А Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель».

Я полностью разделяю его взгляды.

Каждый день я не только учу, но и сама узнаю что-то новое для себя и интересное, то, что в дальнейшем пригодится мне в работе. В своей практике я часто использую нестандартные методы работы на уроках, чтобы как можно больше заинтересовать детей, чтобы учёба не была для них в тягость, чтобы, просыпаясь утром, они каждый раз с радостью шли в школу.

Каждый день, приходя на работу, я надеюсь на то, что это будет очередной день, который подарит мне и моим ученикам новые открытия. Что все знания, которые мы получим в этот день, останутся с нами надолго и смогут пригодиться в дальнейшей жизни.

 «Увлечь собой для учителя — это, прежде всего, приобщить учеников к своему опыту и ценностям, ввести другого в новую организацию жизнедеятельности и мышления, то есть «развернуть себя» (как ситуацию), чтобы другие (дети) попали в своеобразную зону новых ролей, отношений, ценностей. Задачи учителя — приблизить детей к себе. Для этого надо либо самому идти к ним, либо их пригласить к себе. Мне кажется, лучше второе — я пригласил их к себе, чтобы показать им, что они могут быть другими, не лучше и не хуже, а другими; тем самым образовать у них новое представление о самих себе».

Уметь смотреть на мир глазами других людей – вот что важное для учителя. Это я поняла после прочтения книги.

«Пригласить детей к себе…» Какие необычные слова. Какой глубокий смысл. Но чтобы «пригласить к себе», необходимо быть уверенным, что у тебя есть, что показать приглашённым, есть, чем привлечь их внимание и заставить уважать себя.

Поэтому я всё время в поисках того, что бы я хотела узнать, чему бы я хотела научиться, чем бы я хотела удивить других.

Вечный поиск.

Ещё столько в мире неизведанного и интересного.

Ещё будет много маленьких человечков, которым я смогу помочь найти своё место в этом мире, под этим солнцем.

Ещё есть ради чего жить…